ЧАСТЬ 22 - 10 Сентября 2010 - WIKI сайт про всё, что можно подумать
E-mail:
Пароль:

Wiki сайт: Всё про всё

Меню сайта
Главная » 2010 » Сентябрь » 10 » ЧАСТЬ 22
11:28 Am
ЧАСТЬ 22

СТАЖИРОВКА

У НЕМОГО ЭКРАНА,

или Что показывают позы .

и жесты собеседника

я

Разговаривая, он, как на пружинах, подскакивал на диване,

оглушительно и беспричинно хохотал, быстро-быстро потирал

от удовольствия руки, а когда и этого оказывалось недостаточно

для выражения его восторга, бил себя ладонями по коленкам,

смеясь до слез.

Б.Пастернак. Доктор Живаго 1

Поэтесса Ирина Одоевцева в своих мемуарах На берегах Невы вспомина-

ет, как в ноябре 1918 г. ей довелось слушать первую лекцию Николая Степано-

вича Гумилева в Институте живого слова. Понаблюдаем вместе с ней за

жестами поэта, его движениями.

≪На эстраде, выскользнув из боковой дверцы, стоял Гумилев... Он стоял

неподвижно, глядя прямо перед собой... Мне показалось долго. Мучительно

долго. Потом двинулся к лекторскому столику, сел, аккуратно положил на

стол свой пестрый портфель и только тогда обеими руками снял с головы -

как митру — свою оленью ушастую шапку и водрузил ее на портфель. Все

это он проделал медленно, очень медленно, с явным расчетом на эффект (это

уже не описание, а ее вывод).

— Господа! начал он глухим, уходящим в небо голосом...

Он сидит чересчур прямо, высоко подняв голову. Узкие руки с длинными

ровными пальцами, похожими на бамбуковые палочки, скрещены на столе.

Одна нога заброшена на другую. Он сохраняет полную неподвижность. Он,

кажется, даже не мигает. Только бледные губы шевелятся на его застывшем

лице..

Гумилев кончил... Выждав немного, молча встает и, стоя лицом к зрителям,

обеими руками возлагает себе на голову, как корону, оленью шапку. Потом

поворачивается и медленно шествует к боковой дверце. Теперь я вижу, что

походка у него действительно косолапая, но это не мешает ее торжествен-

ности≫.

Какое же впечатление на слушателей произвел Гумилев? Какие суждения и

выводы в тот раз о нем были сделаны?

Я с недоверием и недоумением слушаю и смотрю на него... Острое разочарование...

до чего не похож на поэта!

— Шут гороховый! Фигляр цирковой! возмущаются за мной...

— Какая наглость, какое неуважение к слушателям! Ни один профессор не

позволил бы себе...

— Все врет, должно быть...≫

Много месяцев спустя Гумилев признался автору мемуаров, каким страда-

нием была для него эта первая в его жизни злосчастная лекция.

≪Ночью, проснувшись, я вдруг увидел себя на эстраде — все эти глядящие

на меня глаза, все эти слушающие меня уши — и похолодел от страха. За

неделю до лекции я перестал есть. Я репетировал перед зеркалом свою

лекцию. Я выучил ее наизусть.

Я вышел из дома, как идут на казнь... На эстраде я от страха ничего не видел

и не понимал. Я боялся споткнуться, упасть или сесть мимо стула на

пол... Я принес с собой лекцию и хотел ее читать по рукописи. Но от растерянности

положил шапку на портфель, а снять ее и переложить на другое

место у меня уже не хватило сил... Не знаю, не помню, как я кончил. Я осознавал

только, что я навсегда опозорен...≫

— Но у Вас был такой невероятно самоуверенный важный тон и вид! — возразила

Одоевцева.

Гумилев, рассмеявшись, ответил:

— Это я из чувства самосохранения перегнул палку...

• • •

А ведь те, кто слушал лекцию поэта, могли бы сделать правильное суждение

о его состоянии и отношении к ним, если бы не просто доверяли своим

эмоциям, а постарались проанализировать его жесты. Ведь каждый жест не

случаен и выражает определенное внутреннее состояние человека. При желании

и доле наблюдательности можно научиться читать по жестам движения

души человека, тем более, что жизнь дает множество наглядных пособий

для интересующихся этой проблемой.

А в последнее время телевидение организовало специальные учебные передачи

для тех, кто самостоятельно изучает язык жестов.

Вот Вы вернулись с работы с твердым намерением тихо, по-домашнему

развлечься. Удобно уселись, нажали кнопку телевизора и... по всем каналам

- трансляции очередных съездов, сессий, пленумов и т.п. Те, кто интересуется

политикой, делают звук погромче, а

кто изучает жесты — его отключает.

Вот разгорячившийся депутат отчаянно

размахивает руками на весь экран, а другой,

закончив выступление, скрестил, как

Наполеон, руки на груди и сверху вниз

смерил своих слушателей (а заодно и нас

с Вами) пронизывающим насквозь взглядом.

То и дело сменяются ≪натурщики≫ на

видавшей виды трибуне, да и, благодаря

профессионализму и любезности телеоператоров

и режиссеров, можно заглянуть

и за стол президиума, и пробежаться

взглядом по рядам депутатов, последить

за их реакцией, заглянуть в вестибюль и

еще дальше.__

ТРИБУНА И МИКРОФОН

ЖЕСТЫ И СТОЙКА ВЫСТУПАЮЩИХ

1. Вертикальная жестикуляция проявляется при

авторитарной (диктаторской) внутренней позиции: ≪Я вас

научу!≫, ≪Я вам докажу!≫, ≪Я знаю, а вы это неспособны

понять!≫ и т.д. Такие жесты вызывают у слушателей

подсознательный протест, неприятие говорящего,

настраивают против сообщаемой информации. Вспомним

нашу реакцию в школе на традиционное помахивание

учителя пальцем.

2. Жесты в горизонтальном направлении — это показатель

демократичной, взвешенной, совещательной позиции,

рассуждения: ≪Давайте посоветуемся!≫, ≪Это бывает и

так, и этак!≫ и т.п. Человек, которому свойственна такая

жестикуляция, может рассчитывать на благожелательное

отношение слушателей.

3. Руки, прикладываемые к груди, — жест честности и

открытости. Римские легионеры приветствовали друг

друга, прижав одну руку к сердцу, а другую подняв

открытой ладонью к тому, к кому обращались. Подобное

приветствие было принято и у североамериканских

индейцев.

4. Стоять подбоченясь — демонстрировать другим свою

твердость, уверенность, превосходство. Часто при этом

маскируется слабость или смущение. (Значение позы еще

более усиливается при широко расставленных ногах). Она

характерна для военного начальства известного типа, а

также для жены и тещи на рисунках карикатуристов.

≪Анатоль сидел, сняв камзол и подпершись руками в бока, перед

столом, на угол которого он устремил свои прекрасные большие

глаза".

(Л.Толстой. ≪Война и мир≫)

5. Руки, заведенные за голову, означают превосходство и

самолюбование.

6. Опора руками на стол, спинку стула, трибуну —

стремление к дополнительной поддержке при внутренней

неуверенности.

≪Как только присяжные уселись, председатель сказал им речь

об их правах и ответственности. Говоря свою речь,

председатель постоянно переменял позу: то облокачивался на

левую, то на правую руку, то на спинку, то на ручки кресел, то

уравнивал края бумаги, то гладил разрезной нож, то ощупывал

карандаш''.


Категория: Гроссмейстр Общения | Просмотров: 14 | Добавил: torayevtm | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Код *: