ЧАСТЬ 17 - 10 Сентября 2010 - WIKI сайт про всё, что можно подумать
E-mail:
Пароль:

Wiki сайт: Всё про всё

Меню сайта
Главная » 2010 » Сентябрь » 10 » ЧАСТЬ 17
11:31 Am
ЧАСТЬ 17

ПРАВИЛА

РЕЗЮМИРОВАНИЯ

1

Для резюмирования могут оказаться полезными следующие вступительные

фразы:

≪Таким образом, главное...≫

≪Итак, Вы предлагаете...≫

≪Ваша основная идея, как я понял, в том, что...≫

≪Если теперь подытожить сказанное Вами...≫

Резюмирование принципиально отличается от перефразирования, суть которого

в повторении каждой мысли собеседника, но своими словами, что показывает

ему нашу внимательность и понимание. При резюмировании из целой

части разговора выделяется только главная мысль.

Родитель: Я давно хотел поговорить с Вами о моем сыне Викторе.

Он раньше хорошо успевал по всем предметам, учился

только на четверки и пятерки. Но потом заболел, целых

четыре месяца не ходил в школу, у него было воспаление

легких. А когда вернулся — все ушли вперед, уже стали

изучать другой материал, но ведь ему же трудно успевать

со всеми. Он старался, учился дома по несколько часов,

но все равно не мог получить больше тройки. И теперь

учителя считают его лентяем, который ничего не хочет

делать. А он очень переживает, старается, но не получается...

Учитель: Таким образом, Вы хотите сказать, что трудности Виктора

в учебе связаны с его прошлогодней болезнью, а не

ленью, да?

Родитель: Именно так!

Если после такой тирады не сделать резюмирования, мы просто потонем в

потоке речи собеседника.

БЕРЕМ УРОК

у ВОЛШЕБНОГО

ЗЕРКАЛЬЦА,

или Как слушать,

чтобы слышать чувства

Слушай, что говорят люди,

но понимай, что они чувствуют.

Восточная мудрость

Давайте проведем психологический анализ пушкинской Сказки о мертвой

царевне и о семи богатырях. Мачеха царевны постоянно спрашивала у своего

волшебного зеркала: Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи! Я

ль на свете всех милее, всех румяней

и белее!

Не будем вспоминать печальную

судьбу царевны, отправленной в

лес за свою красоту на сьедение

волкам, помогавших ей семь богатырей,

коварство мачехи, отравившей

падчерицу ядовитым яблоком,

спасителя королевича Елисея и

счастливый конец сказки. Ответим

на вопрос: почему так часто мачеха

разговаривала с зеркальцем, какой

тут психологический смысл?

Видимо, ей хотелось еще и еще

раз убедиться в своем превосходстве

в красоте над другими женщинами,

а зеркальце лишь отражало ее

чувство самолюбования (и благодаря

этому, наверное, было для мачехи-

царицы самым приятным собеседником).

Так что, если бы эту сказку сочинял психолог, он мог бы, видимо, написать

примерно так: Свет мой зеркальце, скажи, мои чувства доложи...≫ (Да

простится этот эксперимент над поэтической строкой Пушкина!)

На этом принципе и строится психологический прием слушания ≪отражение

чувств≫.

ЧТО ТАКОЕ ОТРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ

И КОГДА ОНО ПОЛЕЗНО

Отражение чувств - это стремление показать собеседнику, что мы пониаем

его чувства. Как бывает приятно говорить с чутким собеседником, который

разделяет наши эмоции и переживания, не обращая особого внимания на__

содержание речи, существо которой подчас не имеет особого значения и для

нас самих.

1. Отражение чувств наиболее полезно в конфликтных ситуациях. Если мы

сможем показать человеку, что понимаем его чувства, наверняка обвинительный

накал его речи спадет. Согласимся, что после слов Я вижу, что тебя

очень встревожила эта ситуация и тебе неприятно чувствовать, что ты не мог

положиться на меня абсолютно, но понимаешь... (дальше следует объяснение

нашей позиции или состояния) собеседнику-прокурору значительно труднее

вынести нам смертный приговор.

2. В ситуациях, когда собеседника мучает личная проблема и он хочет по-

делиться с нами и найти понимание. Сравним два разговора:

Как меня измотали отношения с шефом. Наверное, уйду я оттуда!

И правильно! Зачем тебе эта нервотрепка? Переходи ты в другое место!

Как меня измотали отношения с шефом. Наверное, уйду я оттуда!

— Да.. Мне кажется, ты просто устал постоянно бороться за свои предложения

и, видимо, хочешь отдохнуть от всего этого — хотя бы на время.

В первом случае слушатель отреагировал на слова говорящего буквально,

не поняв чувства, стоящие за ними, и навряд ли он вызовет симпатию говорящего,

получит его доверие.

Во втором — слушатель ответил на чувства говорящего, а не на формальный

смысл его слов, и можно быть уверенным, что собеседник захочет по-

делиться с ним своей проблемой.


Категория: Гроссмейстр Общения | Просмотров: 14 | Добавил: torayevtm | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Код *: