ЧАСТЬ 15 - 10 Сентября 2010 - WIKI сайт про всё, что можно подумать
E-mail:
Пароль:

Wiki сайт: Всё про всё

Меню сайта
Главная » 2010 » Сентябрь » 10 » ЧАСТЬ 15
11:32 Am
ЧАСТЬ 15

КОГДА НЕРЕФЛЕКСИВНОГО

СЛУШАНИЯ НЕДОСТАТОЧНО

Люди часто высказывают сомнения в эффективности нерефлексивного слушания:

Я пыталась слушать так своих детей, но они ничего не могли мне сказать!

А хотели ли они что-то говорить в этот момент?

Мы постоянно впадаем в столь свойственную людям ошибку, считая, что

другие готовы говорить всегда, когда мы готовы их слушать. В реальности зачастую

происходит наоборот. Люди испытывают желание сказать что-то,

когда это удобно им, но это время может оказаться очень неудобным для нас.

Вспомним, как часто мы попадали в неуютное положение, когда встреченный

знакомый или коллега по работе начинают подробно рассказывать о своих

проблемах: больной печени или внучке, наконец-то сказавшей: Ба-ба!

а нам совершенно не до них: надо куда-то бежать, дома куча дел, да и просто

настроение испорчено. Однако именно в это время нам и стоит их выслушать,

иначе никто и никогда не выслушает нас в подобной ситуации. Своих слушателей

нужно создавать себе заранее.

Но так или иначе нужно ответить на вопрос, всегда ли действует прием

нерефлексивного слушания, главный принцип которого — не мешать человеку

говорить, а лишь поддерживать своими репликами поток его речи? Безусловно,

нет!

Нерефлексивного слушания недостаточно в следующих ситуациях:

1. У собеседника желание говорить слабое или полностью отсутствует. Допустим,

с похмелья.__ Женщина: Его лечили, но потом он все-таки продолжал пить. А вот недавно

опять сорвался — третий день в запое!

Врач: Не могли бы Вы объяснить подробнее?

Женщина: Он лечился в больнице. Вышел, но скоро вернулся к старому. Мы

с ним очень серьезно поговорили, и он не пил полгода. А недавно опять

сорвался — третий день в запое.

Вместо раздраженных восклицаний врач терпеливо выслушал, и с помощью

≪выясняющих≫ вопросов стало понятным то, что вначале казалось абсурдом.

3Выяснение помогает и говорящему. ≪Выясняющие≫ вопросы показывают

говорящему, что его слушают (что, естественно, придает уверенности), и

после необходимых пояснений он может быть уверен, что его понимают.

ПРАВИЛА ВЫЯСНЕНИЯ

1 Для выяснения можно использовать следующие ключевые слова:

≪Не повторите ли Вы еще раз?"

≪Что Вы имеете в виду?≫

≪Не объясните ли Вы это?≫

≪Извините, я не совсем понял Вас...≫ и т.д.

Такие мягкие, нейтральные фразы приглашают собеседника, не обижая его,

высказывать свою мысль более конкретно, подыскивать другие слова.

2. Реплики должны касаться только того, что человек говорит, но не оценивать

его поведение или умение изложить свои мысли. Выражения типа: ≪Что

ты как бестолковый! Не можешь говорить понятнее?≫ — никакого отношения к

этому приему не имеют. Они отталкивают собеседника, заставляют его за

щищаться.

3. Пользуясь выяснением, лучше стараться также не задавать вопросов, тре

бующих односложного, ≪да-нет≫, ответа: это сбивает человека, он начинает'

ощущать, что его допрашивают. Вместо вопроса: ≪Это что, трудно сделать?

— полезнее спросить: ≪А насколько трудно это сделать?≫ В первом случае мы

невольно перехватываем инициативу и после ответа должны уже говорит

сами, во втором — даем возможность собеседнику продолжать и остаемся

слушателями.

Что бы сказал Однажды я в течение 15 минут искал аудиокассету, кото-

психоаналитик... рую нужно было отдать. Обыскал все, но нигде нет.

Тогда я остановился и задумался, в чем дело. И тут я по-

нял, что просто не хочу ее отдавать, так как до сих пор не пе-

реписал слова одной понравившейся мне песни. Каково же

было мое удивление, когда я сразу после этих размышле-

ний увидел ее лежащей на открытом месте прямо передо

мной.

Бессознательное, выполняя скрытое желание, на время

≪ослепило≫ меня. А я уж подумал: ≪Не иначе как домовой...≫

БЕРЕМ УРОКИ

у ПОПУГАЯ КЕШИ,

или

Как добиться точного

понимания собеседника

В выходной день вы всей семьей пришли в зоопарк. Полюбовались грацией

благородного оленя, убедились в своей воспитанности на фоне ≪слишком вольного

≫ поведения резвящихся мартышек, испытали острые ощущения с крокодилом

или тигром.

А теперь мы приглашаем Вас к вольере с тропическими

птицами. Здесь мы возьмем урок у

попугая. Он может помочь освоить один из приемов

слушания.

Попугай — символ бездумного повторения. Но

заметьте, как нам интересно с ним общаться! А

все потому, что слышим самих себя, лишь в другом

исполнении. (А для любого человека нет более

интересного собеседника, чем он сам).

На этом принципе и основан психологический

прием ≪перефразирование≫.

ЧТО ТАКОЕ ПЕРЕФРАЗИРОВАНИЕ

Перефразировать — значит сказать ту же мысль, но несколько иначе. Этот

прием помогает убедиться в том, насколько точно мы ≪расшифровали≫ слова

собеседника, и двигаться дальше с уверенностью, что до сих пор все понято

правильно.

На психологическом тренинге общения проводилось следующее задание.

Участники делились на пары и вели беседу на любую тему, но с одним условием:

рассказывать будет кто-то один, и продолжать он может только после того,

как второй полностью повторит его слова, что было ≪зеленым светом≫ для

дальнейшего разговора.

Насколько же трудным оказалось это на первый взгляд простое задание! Так

как люди думают в 3-4 раза быстрее, чем говорят, у нас возникает во время

Речи собеседника море времени, чтобы заняться чем-то другим. Как правило,

мы развлекаемся, наряжая мысли собеседника в одежды нашего личного

видения проблемы. Общий смысл улавливаем и ладно! Но ведь зачастую в

одном слове бывает больше информации, чем в пятиминутном высказывании.

А уж о нюансах и говорить не приходится.

Слушатели в парах заканчивали упражнение буквально в поте лица, как будто

поднимали 16-килограммовую гирю. А вот ощущения у говорящих были

совершенно другие: хотя такое повторение их слов и было непривычным,

несколько выбивало из колеи (в упражнении, так как идет тренировка, нужно

было повторять все дословно), но зато как приятно, по их словам, было убедиться,

что их слушают с предельным вниманием.

КОГДА ПОЛЕЗНО ПЕРЕФРАЗИРОВАНИЕ

Перефразирование — практически универсальный прием. Его можно использовать

и в деловой беседе, и в личном общении, и в разговоре, что называется,

о погоде, о природе. Но особенно эффективно оно в следующих

случаях:

1При коммерческих переговорах, когда необходимо полное понимание

желаний и предложений партнера. Поленившись повторить сказанное своими

словами, мы рискуем быть премированы миллионами потерянных рублей.

Образно говоря, перефразирование дает возможность быть уверенным,

что нам действительно предлагают партию видеомагнитофонов фирмы Сони,

а не соевые бобы из Вьетнама. 2В конфликтных ситуациях или во

время дискуссий. Если мы, прежде

чем высказать аргументы против, пов-

торим мысль собеседника своими сло-

вами, то можно быть уверенным, что он

со значительно большим вниманием отнесется

к нашим: ведь он видит, что его

слушают и стараются понять!

Тут вступает в действие общий за-

кон: у человека обычно возникает желание

вернуть психологический плюс

тому, кто его дал. Но даже если этого и

не случится, у собеседника не будет

повода и оснований внутренне считать,

что от него отмахнулись, даже не вник-

нув в его слова.

3Особенно полезно перефразирование,

когда мы слабо ориентируемся

в предмете разговора. Человек,

искусно владеющий этим приемом,

может поддерживать беседу на любую

тему часами, производя на говоряще-

го очень благоприятное впечатление

человека, хорошо знающего данную об-

ласть (ведь наши ответы — это его co-

бственные мысли!)

4Интересно, что перефразирование, как ни странно, необходимо именно

тогда, когда речь собеседника кажется нам понятной (при спутанной речи

эффективнее прием выяснения) — оно не дает притупиться нашему вниманию.

5Перефразирование помогает и нашему собеседнику. У него появляется

возможность увидеть, правильно ли его понимают, а если понимают неправильно

Категория: Гроссмейстр Общения | Просмотров: 12 | Добавил: torayevtm | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Код *: