ЧАСТЬ 13 - 10 Сентября 2010 - WIKI сайт про всё, что можно подумать
E-mail:
Пароль:

Wiki сайт: Всё про всё

Меню сайта
Главная » 2010 » Сентябрь » 10 » ЧАСТЬ 13
11:33 Am
ЧАСТЬ 13

ТИПЫ СЛУШАТЕЛЕЙ,

КОТОРЫЕ

НЕ СЛУШАЮТ

1. ≪ФЕЛЬДФЕБЕЛЬ≫. Это авторитарный слушатель, склонный к диктату,

приказам1, подавлению и подчинению людей. Его ответы, что называется,

на корню обрубают собеседника. Это не слушание, а снисходительно-повелительное

выслушивание.

Незабываемые времена службы в

армии оставили в памяти такой эпизод.

В части решили благоустроить караульное

помещение, обить стены деревом,

выложить полы плиткой. Когда работа

была почти закончена, ее пришел принимать

командир части, подполковник.

Командир: Так, хорошо! Максимов,

что Вы умеете делать? Солдат: Ну... я

могу стены красить, вот плитку класть.

Командир: Вы еще и пререкаетесь! Я

Вас посажу!

Бедному парню пришлось отсидеть

трое суток на гауптвахте за свои пререкания

.

Для фельдфебелей характерны следующие реакции:

'• Приказ, указание, команда: ≪Повторите еще раз!≫ ≪Говорите медленнее!

≫ ≪Не разговаривайте со мной подобным тоном!≫

2. Предупреждение, угроза, обещание: ≪Вы пожалеете, если не сделаете

этого!≫ ≪Еще раз повторится — и с Вами все кончено!≫ ≪Быстро успокойтесь

и тогда я Вас выслушаю!≫

Фельдфебелями часто становятся люди, имеющие неограниченную

власть. Яркий пример — военачальники, крупные руководители, если они не

пытаются разыгрывать роль демократа, многие учителя и др.

2. ≪ З А Я Ц ≫ . Это собеседник,

который уклоняется от беседы, из-!

бегает обсуждать какой-нибудь вопрос.

Зайцами бывают все люди

в каких-то определенных ситуациях,

когда они не хотят беседовать на

данную тему. Трудно представить,

чтобы человек постоянно уклонялся

от любой беседы: в этом случае уже

можно заподозрить какие-то отклонения

в психике.

Для ≪зайца≫ характерны следующие

реакции:

1. Уход от проблемы, отвлечение

внимания, шутка: ≪Почему бы Вам

не выбросить все это из головы?≫

≪Знаете, Вы напомнили мне один эпизод...≫ ≪Похоже, я встал не с той ноги и

не способен соображать!≫

2. Совет, рекомендация, решение: ≪Я бы предложил Вам обжаловать это!≫

≪Попробуйте сделать так-то и дело с концом!≫ ≪Почему бы Вам не сказать

так-то...≫

Описанные типы слушателей, конечно, являются концентрированным выражением

той или иной манеры слушать. Каждому человеку присущи все эти

типы, но какой-то преобладает. Определенное сочетание их и составляет

индивидуальный стиль слушания, в котором отражаются характер человека, его

интересы, пол, возраст, положение в обществе, особенности личности и т.п.

Но следует помнить, что, как установил

американский психолог

К.Роджерс, если человек в 40% случаев

проявляет в общении один и

тот же вид реакции, то его собеседник

вправе думать, что этот че-

ловек ведет себя так всегда. Зна-

чит, если мы даже менее, чем в

половине случаев отвечаем бестактно,

нас объявляют безнадежно,

стопроцентно (!) бестактными. Если

мы в каждом третьем случае ведем

себя как ≪диагност≫, то весьма высока

вероятность прослыть среди

окружающих ≪занудой≫ и т.д.

Все рассмотренные стили слушания являются помехой в общении, не дают

возможности собеседнику полностью высказаться, передать свои эмоции,

мешают нам правильно понять его.

60

ИСКУСНЫЙ

СЛУШАТЕЛЬ

Профессиональные психотерапевты, психологи умеют искусно слушать.

Они помогают человеку говорить, облегчают самораскрытие. Людям очень

приятно общаться с ними. Их стиль слушания может быть назван ≪понимающим

≫.

≪ П О Н И М А Ю Щ И Й ≫ . Это собеседник, который пытается нас понять

и не оценивает наших слов, не анализирует, зачем мы это сказали, не навязывает

нам свое сочувствие, не пытается

разложить нашу речь ≪по полочкам

≫. Он действительно нас слушает и

слышит именно то, что мы говорим.

Существуют специальные приемы

понимающего слушания, которым может

научиться каждый человек:

нерефлексивное слушание

выяснение

— перефразирование

— резюмирование

отражение чувств

Что бы сказал

психоаналитик...

Однажды я был ≪разоблачен≫. Вошел как-то в трамвай,

вижу — сидит женщина из нашего института. Мы с ней

часто встречались, заметили друг друга, но повода познакомиться

как-то не находилось. Я остановился по соседству,

рядом с ней было свободное место. Стою, держусь

за сиденье и мучаюсь, подыскиваю слова, чтобы начать

разговор и подсесть к ней.

Тут она улыбнулась и задала какой-то ничего не значащий

вопрос. Я с радостью уселся рядышком и принялся

пространно отвечать. Так мы познакомились.

Спустя полгода как-то в разговоре вспомнили эту ситуацию.

Она поразила меня своей наблюдательностью и

проницательностью. Оказывается, что держась за сиденье,

я обхватил спинку так, что большой и согнутый

указательный палец был с одной стороны, а остальные —

с другой. Ее жизненный опыт подсказал, что так держатся

люди, которые хотят что-то сказать, но не решаются,

ищут слова.__

Категория: Гроссмейстр Общения | Просмотров: 13 | Добавил: torayevtm | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Код *: